ПАМЯТКА ДЛЯ ГРАЖДАН ПО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки,
получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо
иное незаконное использование физическим лицом своего должностного
положения вопреки законным интересам общества и государства в целях
получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих
лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими
физическими лицами и совершение таких деяний от имени или в интересах
юридического лица (Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от
25.12.2008 №273-ФЗ).
Одним из основных признаков коррупции как противоправного
деяния служит наличие ее своеобразного механизма, представляющего собой
осуществление одного из следующих действий:
двусторонней сделки, в ходе которой одна сторона - лицо, находящееся на
государственной или иной службе (коррупционер), нелегально "продает" свои
служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и
связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а
другая сторона (корруптер), выступая "покупателем", получает возможность
использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для
обогащения, получения и закрепления каких-либо привилегий, ухода от
социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т.п.);
вымогательства служащим от физических или юридических лиц взятки,
дополнительного вознаграждения за выполнение (или невыполнение)
правомерных или неправомерных действий.
Субъекты коррупции в своей совокупности образуют своеобразную
сеть, включающую три составляющие:
коммерческие, финансовые структуры, их представители, реализующие
полученные в результате коррупционных деяний выгоды и льготы, и
превращающие их в дополнительный доход;
группу государственных и негосударственных чиновников,
предоставляющих за плату указанные выгоды и льготы и обеспечивающие
прикрытие корруптеров при принятии различных решений;
группу защиты коррупции, включающую должностных лиц
правоохранительных и контрольных органов.
При этом необходимо иметь в виду, что коррупция преимущественно
развивается на основе существующих государственных структур.
Большую часть принимаемого коррумпированными служащими
вознаграждения составляют деньги; меньшую - иные материальные блага
(подарки, ценные бумаги, оплата развлечений, отдыха, лечения, транспортных
расходов, зарубежных туристических поездок, выплата гонораров, издание
художественного произведения от имени коррупционера и т.п.); в ряде случаев -
2
нематериальные блага (различного рода льготы и услуги, связанные, например, с
поступлением членов семьи в вузы, их лечением, предоставлением
высокооплачиваемой работы в коммерческих структурах, а также преимуществ в
получении кредита, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного
имущества и т.п.).
В свою очередь, корруптеры в результате обоюдной сделки также
получают возможность приобретать материальные и нематериальные блага.
Таким путем, в частности, они выводят физических и юридических лиц,
действующих в нарушение установленных правил, совершающих
правонарушения, из-под социального контроля. Нередки случаи предоставления
коррупционерами и таких услуг, как облегчение лицензирования, регистрации
предприятий; непринятие мер по фактам совершения преступлений, смягчение
наказания; создание возможности для неуплаты налогов, таможенных сборов и
других платежей государству.
В зависимости от степени общественной опасности деяний
коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданскоправовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность
виновных.
Дисциплинарные коррупционные проступки обычно проявляются в
таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за
совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание.
К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся:
принятие в дар работниками государственных учреждений, учреждений
социальной защиты и иных подобных учреждений подарков от граждан,
находящихся в них на лечении, содержании или воспитании, от супругов и
родственников этих граждан;
принятие в дар (и дарение) подарков государственным служащим в связи
с их должностным положением или с использованием ими служебных
обязанностей при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не
превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.
К административным коррупционным проступкам, ответственность
за совершение которых предусмотрена соответствующим
законодательством, могут быть отнесены такие деяния должностных лиц,
государственных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников
референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом,
зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением; многие
административные правонарушения в области охраны собственности, финансов,
налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и
природопользования, предпринимательской деятельности и т.п.
Преступлениями коррупционного характера являются
предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния,
которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и
выражаются в противоправном получении государственным служащим какихлибо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в
предоставлении им таких преимуществ.
3
К преступлениям коррупционного характера относятся в первую очередь
предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно
связанные с подкупом коррупционеров:
воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе
избирательных комиссий, соединенное с подкупом;
незаконное получение и разглашение сведений, составляющих
коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;
подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных
соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
коммерческий подкуп;
получение взятки;
дача взятки;
провокация взятки либо коммерческого подкупа;
подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний
либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а
равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.
Кроме того, к этим преступлениям относятся и иные предусмотренные
уголовным законодательством деяния коррупционного характера:
регистрация незаконных сделок с землей;
контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего
служебного положения;
злоупотребление должностными полномочиями;
злоупотребление полномочиями частными нотариусом и аудитором,
совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;
превышение должностных полномочий при наличии у виновного
корыстной или иной личной заинтересованности в угоду третьим лицам;
незаконное участие в предпринимательской деятельности;
служебный подлог, совершённый из корыстной заинтересованности.
Наиболее опасными проявлениями коррупции продолжают оставаться
взятка и коммерческий подкуп.
ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида
преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача
взятки (статья 291 УК РФ).
Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это
значит, что есть тот, кто получает взятку, и тот, кто ее дает.
ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:
4
ПРЕДМЕТЫ - деньги, в том числе валюта, банковские чеки, ценные бумаги,
изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания,
видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные
дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.
УСЛУГИ И ВЫГОДЫ - лечение, ремонтные и строительные работы,
санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и
других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
ЗАВУАЛИРОВАННАЯ ФОРМА ВЗЯТКИ - банковская ссуда в долг или
под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по
заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных
трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или
друзьям, получение льготного кредита, завышение гонорара за лекции, статьи и
книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино,
прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по
кредиту и т. д.
ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?
Взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и
некоммерческих предприятиях и организациях - директору, заместителю
директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия,
председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе
кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру
политической партии и т. д. - в Уголовном кодексе Российской Федерации
именуется коммерческим подкупом (статья 204 УК РФ).
Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов
профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих
конкурсов (статья 184 Уголовного Кодекса РФ), который связан со случаями
дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменам спортивными
судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или
организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами
или членами жюри.
5
НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП
ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ
(статья 290 Уголовного кодекса РФ)
1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным
лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде
денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг
имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение
действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия
(бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу
должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за
общее покровительство или попустительство по службе -
наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы
взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в
размере двадцатикратной суммы взятки.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным
лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы
взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в
размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным
лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -
наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со
штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные
лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или
государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного
самоуправления, -
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы
взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со
штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если
они совершены:
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы
взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и
со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б"
части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
6
наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати
лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1
настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества,
услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять
тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо
крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.
2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1
настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какуюлибо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе
иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для
иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного
предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается
международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой
организацией действовать от ее имени.
ДАЧА ВЗЯТКИ
(статья 291 Уголовного кодекса РФ)
1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо
должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника -
наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы
взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок
до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо
должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в
значительном размере -
наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки
либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы
взятки.
3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо
должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за
совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы
взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной
суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они
совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы
взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со
штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные
в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы
взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере
семидесятикратной суммы взятки.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если
оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело
7
место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения
преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить
уголовное дело.
ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ
(статья 291.1 Уголовного кодекса РФ)
1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по
поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и
(или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении
и даче взятки в значительном размере, -
наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в
размере двадцатикратной суммы взятки.
2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий
(бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения -
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы
взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со
штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы
взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет
со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы
взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет
со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве -
наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы
взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот
миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет
со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.
Примечание. Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от
уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало
раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему
право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП
(статья 204 Уголовного кодекса РФ)
1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой
или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг
имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение
8
действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным
положением -
наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы
коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух
лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же
срок.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), -
наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы
коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до
четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок
до шести лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой
или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование
услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение
действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным
положением -
наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы
коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до
пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи
лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
в) совершены за незаконные действия (бездействие), -
наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы
коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до
двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.
Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй
настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно
способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его
имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу,
имеющему право возбудить уголовное дело.
СКЛОНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя
(работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех
случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению
коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях
склонения к совершению коррупционных правонарушений является служебной
обязанностью государственного служащего.
Невыполнение государственным служащим служебной такой обязанности
является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы
либо привлечение его к иным видам ответственности.
НЕЗАВИСИМАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА – ВАЖНЫЙ
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ
Граждане, общественные организации и юридические лица могут проводить
независимую экспертизу правовых актов на коррупциогенность.
В целях предупреждения включения в действующие правовые акты и их
проекты положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции,
выявления и устранения таких положений, Правительство Российской Федерации в
марте 2009 года утвердило Правила и Методику проведения антикоррупционной
экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Проводить такую экспертизу могут, в том числе, аккредитованные независимые
эксперты.
Порядок аккредитации независимых экспертов, уполномоченных на проведение
экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на
коррупциогенность, утвержден Приказом Министерства юстиции Российской
Федерации от 27.07.2012 № 146.
В соответствии с данным порядком физические лица могут получить
аккредитацию при наличии у них высшего профессионального образования и стажа
работы по специальности не менее пяти лет. Юридические лица могут получить
аккредитацию при наличии в штате не менее трех сотрудников, удовлетворяющих
требованиям к аккредитации физического лица.
Чтобы получить аккредитацию, физическое лицо направляет в Министерство
юстиции Российской Федерации вместе с заявлением копию паспорта либо иного
документа, удостоверяющего личность, копии трудовой книжки и документа о
высшем профессиональном образовании, а юридическое лицо вместе с заявлением
представляет копию свидетельства о государственной регистрации юридического
лица, список сотрудников организации, отвечающих требованиям к аккредитации
физического лица, копии документов о высшем профессиональном образовании и
трудовых книжек указанных сотрудников организации, копии документов,
удостоверяющих личности указанных сотрудников организации.
Министерство юстиции Российской Федерации принимает решение об
аккредитации или отказе в течение 20 рабочих дней с даты поступления документов.
При положительном решении свидетельство об аккредитации направляется для
10
выдачи в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по
месту нахождения заявителя.
ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ – ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
КОРРУПЦИИ
1 января 2010 года вступил в силу Федеральный Закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления», который регулирует отношения, связанные с
обеспечением доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов
власти к информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления.
Значительное внимание уделяется информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.
Сводный перечень такой информации предусматривает общие сведения о
соответствующем органе власти, сведения о его нормотворческой деятельности,
участии в целевых и иных программах, статистические данные о деятельности
органа власти, сведения о результатах проверок, проведенных органом власти, а
также иную информацию о его деятельности. На основании этого сводного перечня
государственными органами и органами местного самоуправления будут
утверждаться конкретизированные перечни информации, подлежащей
опубликованию.
Федеральным Законом предусмотрены различные способы доведения
информации до граждан в соответствии с теми условиями, которыми граждане
реально могут воспользоваться:
с помощью Интернета;
при помощи информационных стендов в помещениях государственных органов
власти;
в устной форме;
через библиотечные и архивные фонды;
по запросу.
Большое внимание в Законе уделено предоставлению информации через
Интернет.
Федеральным Законом предусмотрена возможность присутствия граждан и
представителей организаций на заседаниях коллегиальных органов государственной
власти и местного самоуправления.